24 декабря 2009 г.

Зачем бизнесу открытое ПО?

Ответ на вопрос в заголовке очень прост. Открытое ПО для бизнеса это:
  • Решение практически всех типовых ИТ-задач крупной организации.
  • Сокращение текущих затрат на поддержание базовых ИТ и возможность больше инвестировать в проекты, значимые для бизнеса.
  • Гибкое планирование бюджета.
  • Независимость от поставщика.

И ничего больше. Никакой лиричной "свободы". Вся открытость интересна поставщикам - разработчикам и интеграторам. Заказчику на нее глубоко наплевать. Теперь по пунктам.

Решение задач

Открытое ПО на сегодняшний день вполне закрывает весь ИТ-стек, из которого строится инфраструктура большинства организаций - от операционных систем и СУБД до порталов, CRM и BI. Разумеется, не всегда полностью открытый стек оптимален. Правильный путь - разумно сочетать открытое и проприетарное ПО, выбирая лучшие решения. Но при принятии решений ИТ-руководителям, как минимум, всегда стоит задумываться о возможности использования открытого ПО - часто оно оказывается эффективнее и по цене, и по функционалу. Подробнее использование открытого ПО в разных компонентах инфраструктуры мы разберем дальше.

Сокращение текущих затрат

Уточним сразу - открытое ПО отнюдь не бесплатное. Бесплатно - значит безответственно. (с) Любой качественный продукт стоит своих денег. Просто в случае открытого ПО цена вопроса поддержания ИТ-инфраструктуры практически всегда значительно меньше (процентов на 50% или даже больше), чем в случае ПО проприетарного. Подробнее по разным компонентам инфраструктуры мы эти цифры также разберем дальше.

В результате появляется возможность меньше средств расходовать на текущие базовые задачи ("на поддержание штанов") и, соответственно, больше инвестировать в создание систем, оптимизирующих работу компании.

Гибкость планирования бюджета

В случае открытого ПО нет обязательных лицензионных платежей, которые диктуются вендором. Это, разумеется, не отменяет текущих платежей за поддержку, но позволяет гораздо более гибко управлять расходами. Во-первых, можно выбирать требуемый уровень поддержки и платить только за тот сервис, который реально необходим. Во-вторых, нет больших начальных инвестиций и риска потратить бюджет на лицензии, которые окажутся невостребованными в изменившейся ситуации (shelfware).

Независимость от поставщика

Если поставщик оказывается неадекватным и договориться с ним не получается, можно передать сопровождение ПО другой компании или обеспечить его силами своего ИТ-подразделения. Это самый тонкий пункт и самый близкий к идее свободы ПО. Для такой замены поставщика нет ни юридических, ни технических препятствий - исходный код открыт, модифицировать его можно, обязательных лицензионных отчислений нет. Часто это оказывается очень дорого. По ходу реализации всегда возникает множество вопросов и рисков. Но такой проект принципиально возможен в отличие от случая закрытого ПО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий